Медея (Mhdeia) - в греческой мифологии - волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии (Гекаты), внучка Гелиоса, племянница Кирки (вариант: мать Медеи - покровительница волшебниц Геката, сестра Медеи - Кирка).

Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах. Когда аргонавты во главе с Ясоном прибыли в Колхиду, благосклонные к нему Афина и Гера просят Афродиту, чтобы Эрот зажег любовь к Ясону в сердце дочери Ээта — волшебницы Медеи. Когда Ясон явился во дворец Ээта, Медея сразу полюбила его. Узнав, что аргонавты прибыли за золотым руном, Ээт пришел в ярость. Желая погубить Ясона, он предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках Ареса и засеять его зубами фиванского дракона, из которых вырастают воины. Однако влюбленная Медея передала Ясону волшебное зелье, которое сделало его на один день неуязвимым, чем помогла преодолеть невыполнимое испытание. На рассвете Ясон с Медеей отправились в рощу Ареса, где страшный дракон (вариант: змей) стерег золотое руно. Медея усыпила дракона сладким песнопением (вариант: волшебным снадобьем), и Ясон смог снять с дуба испускавшее сияние золотое руно (вариант: Ясон убивает дракона). Медея, движимая любовью к Ясону и страхом перед отцом, захватив колдовские зелья, бежала на «Арго», взяв с Ясона обещание жениться на ней.

Аргонавты поспешно вышли в море, но Ээт направил корабли в погоню за Медеей. Аргонавты возвращаются новым путем по Истру (Дунаю). Колхи под начальством сына Ээта Апсирта опередили их и преградили им путь от Истра в Адриатическое море. Аргонавты были склонны к примирению и согласны оставить Медею в храме Артемиды, чтобы только получить возможность двинуться дальше с золотым руном. Медея, осыпав Ясона упреками, предложила устроить Апсирту ловушку, заманив его в храм под видом переговоров. План удался: Ясон убил Апсирта, и аргонавты неожиданно напали на сопровождавших его колхов. Зевс разгневался на аргонавтов за предательское убийство, и вставленный в киль «Арго» говорящий кусок древесины, сделанный из додонского дуба, объявил им, что они не вернутся домой, пока их не очистит от скверны волшебница Кирка, дочь Гелиоса. (Согласно более древней версии, Апсирт бежал из Колхиды вместе с Медеей, и их преследовал сам Ээт. Когда Медея увидела, что их настигают, она убила брата, разрубила его тело на куски и стала бросать их в море, понимая, что пораженный горем отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения)

Через Эридан и потом по Родану аргонавты спустились в Тирренское море и долго плыли по нему, пока, наконец, не приплыли к волшебному острову Кирки, сестры Эета. Кирка не отказала Медее в очищении от совершенного ими преступления, так как по блеску ее глаз узнала, что Медея, как и она сама, происходит из рода бога солнца Гелиоса. Медея принесла жертву Зевсу, облила руки Ясона жертвенной кровью и заклинала у алтаря Эриний не преследовать их своим гневом.

Когда Медея и аргонавты достигли острова феаков, Алкиной и Арета, царствовавшие над феаками, предоставили им укрытие. Но посланные Ээтом колхи настигли их и потребовали выдачи дочери царя. Алкиной обещал выполнить это требование, если Медея еще не стала женой Ясона. Предупрежденные супругой Алкиноя Аретой, Медея и Ясон поспешили сочетаться браком.

Когда аргонавты вернулись с добытым руном в Иолк, Медея помогла Ясону отомстить узурпатору Пелию, убившему его отца и брата. Она погубила Пелия, убедив его дочерей, что дряхлого отца можно омолодить. Для этого тело Пелия надо разрубить на части, сварить их в котле, а потом она с помощью волшебных снадобий вернет ему молодость. Чтобы убедить дочерей, она разрубила барана, сварила его в котле, а затем превратила в ягненка; когда дочери Пелия согласились разрубить отца, воскрешать его Медея не стала. После этого Акаст, воцарившийся в Иолке сын Пелия, изгнал Ясона и Медею из города.

В Коринфе, где изгнанники нашли приют у царя Креонта, Медея родила Ясону двух сыновей Мермера и Ферета. Когда Ясон задумал жениться на Креусе (вариант: Главке), дочери Креонта, Медея, охваченная ревностью, послала невесте пропитанный ядом пеплос (одеяние), надев который Креуса сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти ее. Стремясь жестоко отомстить и Ясону, Медея на глазах у него убила их сыновей и улетела на колеснице, запряженной крылатыми конями (вариант: драконами). (По другому варианту мифа, она оставила детей молящимися у алтаря Геры, и коринфяне, мстя за Креусу и ее отца, убили их)

Бежав из Коринфа, чародейка поселилась в Афинах и стала женой Эгея, родив ему сына Меда. Когда в Афины пришел Тесей, сын Эгея и трезенской царевны Эфры, Медея, опасаясь, что Тесей, а не ее сын Мед, наследует власть отца, убедила мужа отравить пришельца, но Эгей узнал сына и Медея была изгнана из Афин. После этого колдунья с сыном вернулись в Колхиду, где к тому времени Ээт был свергнут с престола своим братом Персом. Мед убил Перса и воцарился в Колхиде (вариант: Мед погиб в походе против индов, а Медея сама убила Перса и вернула власть отцу). По позднейшим вариантам мифа Медея была перенесена на острова блаженных, где стала женой Ахилла и прожила с ним до скончания своих дней.

Такие черты образа Медеи, как способность оживлять мертвых, летать по небу и прочее, позволяют предполагать, что первоначально она почиталась как богиня. Возможно, в образе волшебницы Медеи слились черты почитавшейся в Колхиде солнечной богини, могущественной колдуньи фессалийских сказок (Иолк находился в Фессалии) и героини коринфского эпоса, в котором Медея и ее отец считались выходцами из Коринфа.

Сказочные черты Медеи претерпели существенные изменения в творчестве греческих и римских писателей. Тема неразделенной любви Медеи к Ясону получила развитие в одноименной трагедии Эврипида, где Медея стала убийцей своих детей. У Сенеки (трагедия «Медея») она предстает как суровая мстительница, действующая с жестокой последовательностью.

Выяснено, что в последних десятилетиях ХХ века наметилась сильная тенденция реабилитации Медеи, ставшей символической фигурой феминистского движения. Волна реабилитации чародейки Медеи в европейской литературе кульминирует романом «Медея. Голоса» немецкой писательницы Кристы Вольф, которая удачно «скорректировала» эврипидовскую модель, предлагая «подлинную» версию мифа, искаженного патриархатом. Реабилитацией этого персонажа греческой мифологии Криста Вольф акцентирует внимание на нынешних острых проблемах европейской цивилизации, делая актуальными координаты восприятия мифа через призму нетерпимости, ксенофобии и т.д.

p.s. Скомпилировано по материалам сайтов:
ancientrome.ru
cnaa.acad.md
ellada.spb.ru
greekroman.ru
myfhology.narod.ru